пятница, 12 июля 2013 г.

Защищенная индивидуальность

В этом посте я хочу коснуться вопроса индивидуализации предпринимательской деятельности –  от выпуска некоей продукции до сферы услуг – торговых знаков или как их называют еще trade marks. Скажу сразу, что статья эта предназначается не для юристов и написана с минимальным использованием «птичьей» правовой лексики. Здесь не будет многомудрых рассуждений вроде этого: http://www.russia.ru/video/vassermanavtpravo/ или этого: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-i-razvitie-zakonodatelstva-o-sredstvah-individualizatsii-v-rossii, что, скромно надеюсь, позволит понять неспециалисту –  для чего предназначена правовая охрана торговых знаков и что она сулит бизнесу.

            Начну с того, что всякий бизнес хочет выделить себя от однородного ему. Будь то выпуск труб малого и среднего диаметра или оказание услуг в сфере рекламы. Каждая фирма хочет заявить, что она уникальна и не похожа на конкурента. Как это реализуется на практике? Довольно стандартно. Придумывается название компании, к названию присоединяется визуализация, зачастую абстрактная, а иногда и конкретизирующая область деятельности фирмы, но, в любом случае, индивидуализирующая производителя товаров или услуг. Фирма начинает свою деятельность, появляются первые клиенты, идут годы, дела с годами тоже идут – в гору, впереди уже замаячили синекуры безбедной жизни. Но появляются (причем в самые не подходящие моменты: на взлете, когда фирма набирала и продолжает набирать обороты или перед заключением многообещающего контракта  - похожие ситуации можно додумать) некие господа и заявляют, что вы незаконно используете их торговый знак и предлагают прекратить такое использование.
            Вот это поворот! Как же можно прекратить его использование, когда все клиенты знают нас именно как «Прекрасные плюшки», а не какие-нибудь там «Отменные калачи»?! Так ведь и все производственные процессы построены на использовании этого имени: от упаковки до рекламных кампаний. Ситуация еще осложняется тем, что правообладатель требует возместить ему убытки, нанесенные ему тем, что под его маркой вы выпускали свою продукцию в течение, допустим, пяти лет, т.е. передать ему весь денежный оборот за этот период. Перспектива крушения бизнеса налицо.
            Скажете, что такое не с каждым может случиться или у нас невозможно, и будете абсолютно правы в первом случае и не правы – во втором.
В своей практике я участвовал не в одном десятке судебных разбирательств, вызванных таким небрежным отношением предпринимателей к своим способам индивидуализации. Каждая ситуация была по-своему уникальной, но всех их объединяла крайняя запущенность проблемы. И не всегда мне удавалась отстоять позицию «огорошенной» таким «приветом» фирмы.
Из последних примеров могу привести довольно оригинальный. Все знают, кто был первым космонавтом. Некоторые знают, что у него есть две дочери. И уж только специалисты знают, что одна из них обладает зарегистрированными правами на торговую марку, представляющую собой фамилию, имя и отчество своего отца. А есть в Москве торговый центр, расположенный рядом с Гагаринской площадью и носящий одноименное название. Так вот к этому торговому центру и были предъявлены требования правообладательницы о прекращении незаконного использования товарного знака и возмещении понесенных убытков. Насколько я знаю, на момент написания статьи спор рассматривается в арбитражном суде г. Москвы. Для тех, кто интересуется подробностями – интернеты в помощь.
Думаю, что перспективы у руководства торгового центра выиграть это дело не велики.
И таких примеров довольно много. А в последние несколько лет по России идет целый вал подобных претензий и исков. Прямо таки мода на торговые знаки.
Вы скажете, что это российская практика ведения дел и она к нам не применима. Но мы настолько близки с этой страной и наше законодательство настолько унифицировано (а в области патентования, авторских прав и их защиты оно унифицировано практически во всем мире), что такие заявления могут расцениваться как желание отмахнуться от проблемы и откладывание решения в долгий ящик. Что, собственно, и приводит к проблемам. А расписывать наше умение скопировать технологию заработка шальных денег, думаю, не стоит.
Что же делать предпринимателю, что бы избежать такого развития ситуации? А ответ довольно прост – регистрировать торговую марку в самом начале деятельности компании.
Процесс довольно прост: необходимо, оплатив тариф, подать заявку в регистрирующий государственный орган (в Казахстане этим занимается РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности», сокращенно – РГП «НИИС») и через 10 месяцев вы получите свидетельство о регистрации торгового знака, действующее в течение 10 лет. На этот период можно считать проблему незаконного использования торгового знака снятой, нервы нерастраченными, деньги сбереженными, а тылы прикрытыми.
И теперь уже вы вправе предъявлять претензии к лицам, использующим обозначения, похожие на ваше.


Комментариев нет:

Отправить комментарий