В этом посте я
хочу коснуться вопроса индивидуализации предпринимательской деятельности – от выпуска некоей продукции до сферы услуг –
торговых знаков или как их называют еще trade marks. Скажу сразу, что статья эта предназначается не для
юристов и написана с минимальным использованием «птичьей» правовой лексики. Здесь
не будет многомудрых рассуждений вроде этого: http://www.russia.ru/video/vassermanavtpravo/ или этого: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-i-razvitie-zakonodatelstva-o-sredstvah-individualizatsii-v-rossii, что, скромно надеюсь, позволит понять
неспециалисту – для чего предназначена
правовая охрана торговых знаков и что она сулит бизнесу.
Начну с того, что всякий бизнес
хочет выделить себя от однородного ему. Будь то выпуск труб малого и среднего
диаметра или оказание услуг в сфере рекламы. Каждая фирма хочет заявить, что
она уникальна и не похожа на конкурента. Как это реализуется на практике?
Довольно стандартно. Придумывается название компании, к названию присоединяется
визуализация, зачастую абстрактная, а иногда и конкретизирующая область
деятельности фирмы, но, в любом случае, индивидуализирующая производителя
товаров или услуг. Фирма начинает свою деятельность, появляются первые клиенты, идут годы, дела с годами тоже идут – в гору, впереди уже замаячили
синекуры безбедной жизни. Но появляются (причем в самые не подходящие моменты:
на взлете, когда фирма набирала и продолжает набирать обороты или перед
заключением многообещающего контракта -
похожие ситуации можно додумать) некие господа и
заявляют, что вы незаконно используете их торговый знак и предлагают прекратить
такое использование.
Вот это поворот! Как же можно
прекратить его использование, когда все клиенты знают нас именно как
«Прекрасные плюшки», а не какие-нибудь там «Отменные калачи»?! Так ведь и все
производственные процессы построены на использовании этого имени: от упаковки
до рекламных кампаний. Ситуация еще осложняется тем, что правообладатель
требует возместить ему убытки, нанесенные ему тем, что под его маркой вы
выпускали свою продукцию в течение, допустим, пяти лет, т.е. передать ему весь
денежный оборот за этот период. Перспектива крушения бизнеса налицо.
Скажете, что такое не с каждым может
случиться или у нас невозможно, и будете абсолютно правы в первом случае и не
правы – во втором.
В своей практике я участвовал не в одном
десятке судебных разбирательств, вызванных таким небрежным отношением
предпринимателей к своим способам индивидуализации. Каждая ситуация была
по-своему уникальной, но всех их объединяла крайняя запущенность проблемы. И не
всегда мне удавалась отстоять позицию «огорошенной» таким «приветом» фирмы.
Из последних примеров могу привести
довольно оригинальный. Все знают, кто был первым космонавтом. Некоторые знают,
что у него есть две дочери. И уж только специалисты знают, что одна из них
обладает зарегистрированными правами на торговую марку, представляющую собой
фамилию, имя и отчество своего отца. А есть в Москве торговый центр,
расположенный рядом с Гагаринской площадью и носящий одноименное название. Так
вот к этому торговому центру и были предъявлены требования правообладательницы
о прекращении незаконного использования товарного знака и возмещении понесенных
убытков. Насколько я знаю, на момент написания статьи спор рассматривается в
арбитражном суде г. Москвы. Для тех, кто интересуется подробностями – интернеты
в помощь.
Думаю, что перспективы у руководства
торгового центра выиграть это дело не велики.
И таких примеров довольно много. А в
последние несколько лет по России идет целый вал подобных претензий и исков.
Прямо таки мода на торговые знаки.
Вы скажете, что это российская практика
ведения дел и она к нам не применима. Но мы настолько близки с этой страной и
наше законодательство настолько унифицировано (а в области патентования,
авторских прав и их защиты оно унифицировано практически во всем мире), что
такие заявления могут расцениваться как желание отмахнуться от проблемы и
откладывание решения в долгий ящик. Что, собственно, и приводит к проблемам. А
расписывать наше умение скопировать технологию заработка шальных денег, думаю,
не стоит.
Что же делать предпринимателю, что бы
избежать такого развития ситуации? А ответ довольно прост – регистрировать
торговую марку в самом начале деятельности компании.
Процесс довольно прост: необходимо,
оплатив тариф, подать заявку в регистрирующий государственный орган (в Казахстане
этим занимается РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности»,
сокращенно – РГП «НИИС») и через 10 месяцев вы получите свидетельство о
регистрации торгового знака, действующее в течение 10 лет. На этот период можно
считать проблему незаконного использования торгового знака снятой, нервы
нерастраченными, деньги сбереженными, а тылы прикрытыми.
И теперь уже вы вправе предъявлять
претензии к лицам, использующим обозначения, похожие на ваше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий